вторник, 1 марта 2016 г.

«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет»

В. Белинский


Почему одни руководители добиваются успеха в своей работе, а другие –  нет? ... На самом деле у каждого руководителя есть свой критерий успеха.
В последний день зимы, 29 февраля, презентовали успешность дел 3 руководителя образовательных учреждений: Цимбер Юлия Геннадьевна, заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 219 общеразвивающего вида»; Житенева Ольга Валерьевна, заместитель директора БОУ г. Омска «Гимназия № 85»; Васильева Светлана Анатольевна, заместитель директора БОУ ДО г. Омска «Городской детско-юношеский центр».
В «стенах детства» предложила побывать членам жюри Юлия Геннадьевна Цимбер, чтобы познакомиться с учреждением, коллективом, руководителем и решить: появилось ли желание привести в эти уютные стены свое чадо.
Учреждению 36 лет. Что происходит с человеком в 36 лет – он расцветает: есть уже и жизненный опыт, и амбиции; открываются перспективы и главное желание – действовать и вершить великие дела. Так и детский сад 219 с каждым годом расцветает: комфортные группы, помещения для занятий музыкой, спортом, современные пищеблок и медицинский кабинет, цветущие участки для прогулок с современным безопасным оборудованием и, конечно же, расширяется методическое и дидактическое оснащение.
С целью ликвидации дефицита мест в дошкольных учреждениях администрацией детского сада был разработан проект «Предшкольная пора», который по результатам городского конкурса инновационных проектов дал учреждению статус инновационной площадки, и в детском саду была организована группа кратковременного пребывания для детей не посещающих детский сад. Все складывалось замечательно, но, проведя swot-анализ мнения родителей, оказалось, что более востребованной формой работы с дошкольниками все-таки является полное пребывание ребенка в детском саду. И выход был найден – оптимизация пространства. Открыты 3 новые группы, оснащенные мебелью и оборудованием; 99 детей пришли в детский сад.
Особое внимание Юлия Геннадьевна уделяет созданию сплоченного, творческого коллектива, готового на воплощение в жизнь новых проектов. Создала условия для прохождения курсов повышения квалификации в соответствии с ФГОС, в том числе с использованием дистанционных технологий. На 1 сентября 2015 года все педагоги учреждения были аттестованы на 1 и высшую квалификационные категории. На протяжении 2 лет в учреждении организована работа Школы Молодого специалиста, наставничество. Все педагоги оформляют портфолио, ведут блоги, листы самообразования.
Разработаны, утверждены и реализуются программа развития учреждения, основная образовательная программа, программы кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования, по физической культуре с элементами ЛФК, по приобщению детей к культурным традициям русского народа, волшебный мир оригами, проект по независимой оценке образовательной деятельности в ДОУ в рамках самообследования учреждения.
С 2012 года совместно с родителями реализуются такие проекты, как «Виртуальное путешествие по музеям», «Сундук моей бабушки», «Быть здоровым здорово», «Игры наших родителей», «Замки из песка». В рамках проводимых мероприятий организуются встречи с врачами, бабушками и дедушками. Дети сами играют роли, устраивают показы. Реализация вышеперечисленных мероприятий позволила создать партнёрские отношения с родительской общественностью, при которых родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в детском саду, что повышает их компетентность и поддерживает образовательную инициативу семьи.
На вопрос «В чем причина Вашего успеха?» Юлия Геннадьевна ответила: «Мой успех – это результат успешной работы большой команды: коллектива детского сада, специалистов департамента образования Администрации города Омска, родителей воспитанников и меня. Успех сам не приходит к Вам, Вы идёте к нему».
В гимназии 85 членов жюри встретили пышным караваем и приветственным стихотворением. Житенева Ольга Валерьевна рассказала об инвестиционной привлекательности гимназии, показав, как проекты претворяются в жизнь.
Как сказал Сервантес «Шахматы – это жизнь, а жизнь – это партия в шахматы».
В шахматной партии, как и в жизни, можно столкнуться с различными ситуациями, важно научиться чёрное переводить в белое; рассматривать проблемы как новые возможности, точки роста, которые делают человека сильнее.
Как и в шахматах, всё зависит от правильного хода. И вот Ольга Валерьевна сделала важный ход – определилась с выбором профессии – учителя начальных классов. «Инвестиции в собственное развитие – это одно из мудрых решений. Как и в шахматной партии, фигура не должна стоять на месте, и она занялась самообразованием, поставила новые цели. Через некоторое время была назначена на должность заместителя директора. Заметив, что не хватает знаний менеджмента, прошла переподготовку в Омской гуманитарной академии. Новые знания помогли ей выявить проблему расширения и развития взаимодействия с социальными партнёрами, составить  план и разработать управленческий проект «А есть ли инвестиции в качество?».
Гимназия привлекательна для инвесторов своей миссией. Многие родители совершенно справедливо считают, что самая лучшая инвестиция – это хорошее образование их детей. «А дёшево – хорошо не бывает». Исходя из проблемы, было определено направление «Инвестиционная привлекательность гимназии.
Как привлекаются инвесторы? Образовательному сообществу предлагаются проекты, способные заинтересовывать его. Главные инвесторы – это родители и шефы. Они с удовольствием откликаются на инициативу, на новые проекты, проводят совместные мероприятия, насыщают социокультурное пространство событиями, которые существенно влияют на качество образования.
Особенный интерес инвесторы проявляют к проекту «Русские традиции и современность».
Для проведения мероприятий приглашаются партнёры: учащиеся музыкально-педагогического колледжа, школы искусств. Гимназисты не зрители, не пассивные созерцатели, они с удовольствием изучают культуру и традиции русского народа, принимают самое активное участие в проводимых мероприятиях: поют, танцуют, вместе с родителями шьют костюмы, изготавливают поделки, участвуют в оформлении праздников, проводят мастер-классы по валянию, вязанию, изготовлению кукол-закруток и др.
Особую заинтересованность у инвесторов вызвал подпроект «Учебно-методическое и информационное обеспечение кабинета начальных классов».
Инновационность проекта заключается в создании «зональности» кабинета, т.е. делении классной комнаты на зоны: учебную, игровую и информационную, способствующие сохранению и поддержанию здоровья учащихся, для активизации интеллектуальной деятельности и самореализации учащихся.
Успех управленческого  проекта зависит от того, насколько вовлечены в него педагоги и учащиеся. Необходимо было «заразить» людей своей убеждённостью в успехе, личным примером, моральным и материальным стимулированием. Таким образом, инвестиции в качество есть!
Шахматная партия сыграна успешно, но не завершена. Есть у Ольги Валерьевны силы, есть желание работать в школе, есть педагогическое кредо: «Обучение в течение всей жизни: от задачи к задаче, от опыта к опыту».
БОУ ДО г. Омска «Городской детско-юношеский центр» разместился с октября 2015 года на 4 этаже бывшей школы № 7. Еще не закончен ремонт в фойе, но деятельность учреждения не прерывается. Васильева Светлана Анатольевна  показала членам жюри 2 отремонтированных спортивных зала, душевую и раздевалку для мальчиков, представила Программу развития Городского детского (юношеского) центра, которая реализуется по следующим направленностям:
-        физкультурно-спортивная (военно-патриотическая),
-        социально-педагогическая (культурологическая),
-        туристско-краеведческая.
Для отслеживания результатов деятельности, обучающихся в объединениях дополнительного образования, проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование.
Приоритетным направлением работы центра определена работа по физкультурно-спортивной направленности с целью формирования и развития способностей, позволяющих реализовать индивидуальные возможности обучающихся, привить навыки здорового образа жизни, планировать собственное будущее, связанное с физкультурой и спортом. Физкультурно-спортивная направленность представлена программами: по баскетболу, волейболу, атлетической гимнастике, рукопашному бою, тхэквондо, каратэ, ряду программ для детей дошкольного возраста.
Программы военно-патриотической направленности предназначены для детей школьного возраста. Особое внимание при освоении содержания данных программ уделяется формированию у детей и подростков личностно-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах общества, высокой ответственности и дисциплины, обеспечению духовно-нравственного, гражданского, трудового воспитания обучающихся.
Культурологическая направленность представлена программой по спортивной журналистике, рассчитана на детей школьного возраста. Программа предусматривает как развитие элементарной грамотности и творческого мышления, так и освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ. Программа способствует освоению навыков исследовательской деятельности, формированию компетентности в данной области, дает возможность глубже проникнуть в профессию спортивного журналиста.
Программа туристско-краеведческой направленности предназначена для детей дошкольного возраста, формирует навык культуры здорового и безопасного образа жизни, закаливая свой организм, разумно используя дары природы. Учит ориентироваться в пространстве и в жизни, учит быть добрыми, любить природу. Способствуют развитию интереса у обучающихся к истории родного края.
В процессе реализации программы были получены следующие результаты:
Разработана открытая система взаимодействия с различными учреждениями, через организацию и проведение спортивных и спортивно-массовых мероприятий города Омска. Это такие мероприятия, как «Динамовские старты», «Динамовская метелица», «Новое поколение выбирает «Динамо», «Динамовская радуга» для детей, отдыхающих в летнем оздоровительном лагере «Спутник»; соревнования по дартсу, в рамках Спартакиады «Спорт против наркотиков», «Рождественский турнир по флорболу среди ДОУ», соревнования муниципального этапа по баскетболу среди общеобразовательных учреждений и др.
Обновлена модель методической работы: методисты Центра координирует работу окружных МО учителей физической культуры; ГорДЮЦ является участником региональной инновационной площадки – ИНКО «Школа – территория здоровья»; инновационной площадки «Независимая оценка качества образования». В учреждении функционирует библиотека методической литературы; создан «банк» лучших методических разработок и конспектов занятий, спортивных праздников, открытых уроков;
создана медиатека видеоуроков педагогов –  участников ГМС; ведётся «Банк одарённых детей» победителей всероссийских и международных конкурсов и соревнований; в коллективе возрождена работа по наставничеству.
Достигли нового качества образовательного процесса: разработаны либо обновлены программы педагогов Центра с учетом требований ФГОС дошкольного и общего образования; педагогами освоена практика использования современных образовательных технологий: проектной, исследовательской, информационно-коммуникативной технологии; разработана и утверждена программа мониторинга освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ.
Все это позволяет педагогам Центра ежегодно становиться участниками конкурсов профессионального мастерства различных уровней. В 2015 году в финал муниципального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» вышли 2 педагога.
Создана система информационного сопровождения образовательного процесса. Функционирует сайт, на котором размещены необходимые нормативные документы; все проводимые Центром соревнования освещаются на сайте; педагогами созданы блоги, где они делятся опытом, обсуждают проблемы, отвечают на вопросы родителей. В 2015 году сайт учреждения занял III место в муниципальном этапе регионального телекоммуникационного конкурса для образовательных организаций Омской области «Лучший сайт образовательной организации– 2015».
В данный момент в учреждении разработана и находится на рецензировании Программа развития на 2016-2020 годы.
Целью Программы является:
Создание и обеспечение условий для достижения качества дополнительного образования в соответствии с современными требованиями.
Поставлены следующие задачи:
1)      обновление деятельности администрации и педагогического коллектива в соответствии с утвержденной Концепцией развития дополнительного образования в Российской Федерации;
2)      создание условий для успешной социализации обучающихся, независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей;
3)      расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования в области физической культуры и спорта;
4)      интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности организации и индивидуализации системы образования в рамках внеурочной деятельности, развитие школьного спорта и подготовки обучающихся к сдаче Всероссийского комплекса ГТО.
Администрация и педагогический коллектив готовы к реализации поставленных задач и достижению цели.
Самой главной причиной своего успеха считает Светлана Анатольевна своего учителя –  наставника – Крылову Ольгу Леонидовну, руководителя, который является примером во всём: в профессии, в спорте, в семейных взаимоотношениях.
Не менее важной причиной успеха является работа в дружном коллективе, сохраняющем традиции, но в то же время открытом для инноваций.
И третьей причиной успеха – является её бесконечный энтузиазм, оптимизм и энергия, бегство от шаблонности и стереотипов мышления.

Успешных Вам дел, уважаемые руководители, и успехов во всех начинаниях!

Людмила Дорохина,
методист БОУ ДО г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»

Комментариев нет:

Отправить комментарий