«Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет»
В. Белинский
Почему одни руководители добиваются успеха
в своей работе, а другие – нет? ... На
самом деле у каждого руководителя есть свой критерий успеха.
В последний день зимы, 29 февраля,
презентовали успешность дел 3 руководителя образовательных учреждений: Цимбер
Юлия Геннадьевна, заведующий БДОУ г. Омска «Детский сад № 219 общеразвивающего
вида»; Житенева Ольга Валерьевна, заместитель директора БОУ г. Омска «Гимназия
№ 85»; Васильева Светлана Анатольевна, заместитель директора БОУ ДО
г. Омска «Городской детско-юношеский центр».
В «стенах детства» предложила побывать членам
жюри Юлия Геннадьевна Цимбер, чтобы познакомиться с учреждением, коллективом,
руководителем и решить: появилось ли желание привести в эти уютные стены свое
чадо.
Учреждению 36 лет. Что происходит с
человеком в 36 лет – он расцветает: есть уже и жизненный опыт, и амбиции;
открываются перспективы и главное желание – действовать и вершить великие дела.
Так и детский сад 219 с каждым годом расцветает: комфортные группы,
помещения для занятий музыкой, спортом, современные пищеблок и медицинский
кабинет, цветущие участки для прогулок с современным безопасным оборудованием и,
конечно же, расширяется методическое и дидактическое оснащение.
С целью ликвидации дефицита мест в
дошкольных учреждениях администрацией детского сада был разработан проект
«Предшкольная пора», который по результатам городского конкурса инновационных
проектов дал учреждению статус инновационной площадки, и в детском саду была
организована группа кратковременного пребывания для детей не посещающих
детский сад. Все складывалось замечательно, но, проведя swot-анализ мнения
родителей, оказалось, что более востребованной формой работы с дошкольниками
все-таки является полное пребывание ребенка в детском саду. И выход был
найден – оптимизация пространства. Открыты 3 новые группы, оснащенные мебелью
и оборудованием; 99 детей пришли в детский сад.
Особое внимание Юлия Геннадьевна уделяет
созданию сплоченного, творческого коллектива, готового на воплощение в жизнь
новых проектов. Создала условия для прохождения курсов повышения квалификации в соответствии
с ФГОС, в том числе с использованием дистанционных технологий. На 1 сентября
2015 года все педагоги учреждения были аттестованы на 1 и высшую
квалификационные категории. На протяжении 2 лет в учреждении организована
работа Школы Молодого специалиста, наставничество. Все педагоги оформляют
портфолио, ведут блоги, листы самообразования.
Разработаны, утверждены и реализуются
программа развития учреждения, основная образовательная программа, программы
кружковой работы по нетрадиционным техникам рисования, по физической культуре с элементами
ЛФК, по приобщению детей к культурным традициям русского народа, волшебный мир
оригами, проект по независимой оценке образовательной деятельности в ДОУ в
рамках самообследования учреждения.
С 2012 года совместно с родителями
реализуются такие проекты, как «Виртуальное путешествие по музеям», «Сундук
моей бабушки», «Быть здоровым здорово», «Игры наших родителей», «Замки из песка».
В рамках проводимых мероприятий организуются встречи с врачами, бабушками и дедушками.
Дети сами играют роли, устраивают показы. Реализация вышеперечисленных
мероприятий позволила создать партнёрские отношения с родительской
общественностью, при которых родители являются непосредственными участниками
образовательного процесса в детском саду, что повышает их компетентность и
поддерживает образовательную инициативу семьи.
На вопрос «В чем причина Вашего успеха?»
Юлия Геннадьевна ответила: «Мой успех – это результат успешной работы большой
команды: коллектива детского сада, специалистов департамента образования
Администрации города Омска, родителей воспитанников и меня. Успех сам не приходит к Вам, Вы идёте к
нему».
В гимназии 85 членов жюри встретили
пышным караваем и приветственным стихотворением. Житенева Ольга Валерьевна
рассказала об инвестиционной привлекательности гимназии, показав, как проекты
претворяются в жизнь.
Как сказал Сервантес «Шахматы – это
жизнь, а жизнь – это партия в шахматы».
В шахматной партии, как и в жизни, можно
столкнуться с различными ситуациями, важно научиться чёрное переводить в белое;
рассматривать проблемы как новые возможности, точки роста, которые делают человека
сильнее.
Как и в шахматах, всё зависит от
правильного хода. И вот Ольга Валерьевна сделала важный ход – определилась с
выбором профессии – учителя начальных классов. «Инвестиции в собственное
развитие – это одно из мудрых решений. Как и в шахматной партии, фигура не
должна стоять на месте, и она занялась самообразованием, поставила новые
цели. Через некоторое время была назначена на должность заместителя директора.
Заметив, что не хватает знаний менеджмента, прошла переподготовку в Омской
гуманитарной академии. Новые знания помогли ей выявить проблему расширения и
развития взаимодействия с социальными партнёрами, составить план и разработать управленческий проект «А
есть ли инвестиции в качество?».
Гимназия привлекательна для инвесторов
своей миссией. Многие родители совершенно справедливо считают, что самая лучшая
инвестиция – это хорошее образование их детей. «А дёшево – хорошо не бывает».
Исходя из проблемы, было определено направление «Инвестиционная
привлекательность гимназии.
Как привлекаются инвесторы? Образовательному
сообществу предлагаются проекты, способные заинтересовывать его. Главные
инвесторы – это родители и шефы. Они с удовольствием откликаются на инициативу,
на новые проекты, проводят совместные мероприятия, насыщают
социокультурное пространство событиями, которые существенно влияют на качество
образования.
Особенный интерес инвесторы проявляют к проекту
«Русские традиции и современность».
Для проведения мероприятий приглашаются партнёры:
учащиеся музыкально-педагогического колледжа, школы искусств. Гимназисты не зрители,
не пассивные созерцатели, они с удовольствием изучают культуру и традиции
русского народа, принимают самое активное участие в проводимых
мероприятиях: поют, танцуют, вместе с родителями шьют костюмы, изготавливают
поделки, участвуют в оформлении праздников, проводят мастер-классы по валянию,
вязанию, изготовлению кукол-закруток и др.
Особую заинтересованность у инвесторов
вызвал подпроект «Учебно-методическое и информационное обеспечение кабинета
начальных классов».
Инновационность проекта заключается в
создании «зональности» кабинета, т.е. делении классной комнаты на зоны:
учебную, игровую и информационную, способствующие сохранению и поддержанию
здоровья учащихся, для активизации интеллектуальной деятельности и самореализации
учащихся.
Успех управленческого проекта зависит от того, насколько вовлечены
в него педагоги и учащиеся. Необходимо было «заразить» людей своей
убеждённостью в успехе, личным примером, моральным и материальным
стимулированием. Таким образом, инвестиции в качество есть!
Шахматная партия сыграна успешно, но не
завершена. Есть у Ольги Валерьевны силы, есть желание работать в школе, есть
педагогическое кредо: «Обучение в течение всей жизни: от задачи к задаче,
от опыта к опыту».
БОУ ДО г. Омска «Городской
детско-юношеский центр» разместился с октября 2015 года на 4 этаже бывшей
школы № 7. Еще не закончен ремонт в фойе, но деятельность учреждения не
прерывается. Васильева Светлана Анатольевна показала членам жюри 2 отремонтированных
спортивных зала, душевую и раздевалку для мальчиков, представила Программу
развития Городского детского (юношеского) центра, которая реализуется по следующим
направленностям:
- физкультурно-спортивная
(военно-патриотическая),
- социально-педагогическая
(культурологическая),
- туристско-краеведческая.
Для отслеживания результатов
деятельности, обучающихся в объединениях дополнительного образования,
проводятся мониторинги, анкетирование, тестирование, собеседование.
Приоритетным направлением работы центра
определена работа по физкультурно-спортивной направленности с целью формирования
и развития способностей, позволяющих реализовать индивидуальные
возможности обучающихся, привить навыки здорового образа жизни, планировать
собственное будущее, связанное с физкультурой и спортом.
Физкультурно-спортивная направленность представлена программами: по баскетболу,
волейболу, атлетической гимнастике, рукопашному бою, тхэквондо, каратэ, ряду
программ для детей дошкольного возраста.
Программы военно-патриотической
направленности предназначены для детей школьного возраста. Особое внимание при
освоении содержания данных программ уделяется формированию у детей и подростков
личностно-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных
сферах общества, высокой ответственности и дисциплины, обеспечению
духовно-нравственного, гражданского, трудового воспитания обучающихся.
Культурологическая направленность
представлена программой по спортивной журналистике, рассчитана на детей
школьного возраста. Программа предусматривает как развитие элементарной
грамотности и творческого мышления, так и освоение навыков работы с
современными информационно-технологическими пакетами программ. Программа
способствует освоению навыков исследовательской деятельности, формированию
компетентности в данной области, дает возможность глубже проникнуть в
профессию спортивного журналиста.
Программа туристско-краеведческой
направленности предназначена для детей дошкольного возраста, формирует навык
культуры здорового и безопасного образа жизни, закаливая свой организм,
разумно используя дары природы. Учит ориентироваться в пространстве и в жизни,
учит быть добрыми, любить природу. Способствуют развитию интереса у обучающихся
к истории родного края.
В процессе реализации программы были
получены следующие результаты:
Разработана открытая система
взаимодействия с различными учреждениями, через организацию и проведение
спортивных и спортивно-массовых мероприятий города Омска. Это такие мероприятия,
как «Динамовские старты», «Динамовская метелица», «Новое поколение выбирает
«Динамо», «Динамовская радуга» для детей, отдыхающих в летнем оздоровительном
лагере «Спутник»; соревнования по дартсу, в рамках Спартакиады «Спорт против
наркотиков», «Рождественский турнир по флорболу среди ДОУ», соревнования
муниципального этапа по баскетболу среди общеобразовательных учреждений и др.
Обновлена модель методической работы: методисты
Центра координирует работу окружных МО учителей физической культуры; ГорДЮЦ
является участником региональной инновационной площадки – ИНКО «Школа –
территория здоровья»; инновационной площадки «Независимая оценка качества
образования». В учреждении функционирует библиотека методической литературы; создан
«банк» лучших методических разработок и конспектов занятий, спортивных
праздников, открытых уроков;
создана медиатека видеоуроков педагогов
– участников ГМС; ведётся «Банк
одарённых детей» победителей всероссийских и международных конкурсов и соревнований;
в коллективе возрождена работа по наставничеству.
Достигли нового качества
образовательного процесса: разработаны либо обновлены программы педагогов
Центра с учетом требований ФГОС дошкольного и общего образования; педагогами
освоена практика использования современных образовательных технологий: проектной,
исследовательской, информационно-коммуникативной технологии; разработана и
утверждена программа мониторинга освоения обучающимися дополнительных
общеобразовательных программ.
Все это позволяет педагогам Центра
ежегодно становиться участниками конкурсов профессионального мастерства
различных уровней. В 2015 году в финал муниципального этапа Всероссийского
конкурса «Сердце отдаю детям» вышли 2 педагога.
Создана система информационного
сопровождения образовательного процесса. Функционирует сайт, на котором
размещены необходимые нормативные документы; все проводимые Центром
соревнования освещаются на сайте; педагогами созданы блоги, где они делятся
опытом, обсуждают проблемы, отвечают на вопросы родителей. В 2015 году сайт
учреждения занял III место в муниципальном этапе регионального
телекоммуникационного конкурса для образовательных организаций Омской области
«Лучший сайт образовательной организации– 2015».
В данный момент в учреждении разработана
и находится на рецензировании Программа развития на 2016-2020 годы.
Целью Программы является:
Создание и обеспечение условий для
достижения качества дополнительного образования в соответствии с современными
требованиями.
Поставлены следующие задачи:
1) обновление
деятельности администрации и педагогического коллектива в соответствии с
утвержденной Концепцией развития дополнительного образования в Российской
Федерации;
2) создание
условий для успешной социализации обучающихся, независимо от места жительства и
социально-экономического статуса семей;
3) расширение
возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в
сфере дополнительного образования в области физической культуры и спорта;
4)
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение
вариативности организации и индивидуализации системы образования в рамках
внеурочной деятельности, развитие школьного спорта и подготовки обучающихся к
сдаче Всероссийского комплекса ГТО.
Самой главной причиной своего успеха
считает Светлана Анатольевна своего учителя – наставника – Крылову Ольгу Леонидовну,
руководителя, который является примером во всём: в профессии, в спорте, в семейных
взаимоотношениях.
Не менее важной причиной успеха является
работа в дружном коллективе, сохраняющем традиции, но в то же время открытом
для инноваций.
И третьей причиной успеха – является её
бесконечный энтузиазм, оптимизм и энергия, бегство от шаблонности и
стереотипов мышления.
Успешных Вам дел, уважаемые руководители,
и успехов во всех начинаниях!
Людмила Дорохина,
методист БОУ ДО
г. Омска «ЦТРиГО «Перспектива»
Комментариев нет:
Отправить комментарий